Увлекательная история доходных домов Санкт-Петербурга

Через 20 лет после основания Петербурга на его территории проживало всего 30-40 тысяч человек. К началу XIX века эта цифра выросла до 220 тысяч. Затем в городе стали активно строиться фабрики и заводы. В конце 30-х годов XIX века в Северной столице работало 300 крупных промышленных предприятий, для которых требовалась дешевая рабочая сила. Вакантные места занимали крестьяне, приезжавшие на заработки в город. Также в Петербурге обосновывались аристократы, купцы, чиновники, студенты. К 1837 году население города увеличилось до 468 тысяч, а еще через 9 лет стало уже 483 тысячи.
Из-за активного прироста населения в 30-40-х годах XIX века начали массово возводить доходные дома — здания с несколькими квартирами для сдачи внаем. Строили доходные дома представители разных социальных групп: от богатых купцов до членов императорской фамилии. Бизнес был очень выгодным, поскольку средний доходный дом окупался всего за пару лет, а затем приносил стабильную и солидную прибыль. В XIX веке на долю доходных домов в Петербурге приходилось около 80% построек.
Кому принадлежали доходные дома?
Собственниками были как физические, так и юридические лица. Но первые преобладали — в конце XIX века хозяевами почти 88% доходных домов были частники. Большинство домовладельцев были дворянами. На втором месте по количеству (около 25%) — купцы, остальные — мещане. 87% домовладельцев были коренными петербуржцами, прочие — приезжими, в том числе, из других стран.
12% домов принадлежали юрлицам — церквям и монастырям, промышленным товариществам, казне, благотворительным обществам. На рубеже XIX и XX веков стали появляется первые кооперативные дома, но в очень небольшом количестве.
Владеть доходным домом в Петербурге было очень выгодно — средний процент доходности составлял около 8,5%, а иногда и 15% от его стоимости. Для сравнения — в других европейских городах средний доход составлял всего 1-2%.
Стоимость наемных квартир
Цена зависела от расположения дома. Самое дорогое жилье было в центральных частях — Адмиралтейской, Литейной, Казанской. Самые дешевые доходные дома располагались на окраинах — в Нарвской, Выборгской, Александро-Невской частях.
Стоимость арендуемого жилья и для знати, и для бедноты составляла около одной четвертой семейного бюджета. Примерно такую же сумму тратили на еду.
Около 20% квартир во второй половине XIX века были бесплатными. В их число входило служебное жилье, апартаменты для домовладельцев и их прислуги. А вот благотворительных бесплатных квартир был всего лишь 1%.
Сегодня в Санкт-Петербурге также можно арендовать бесплатное жилье у государства или муниципалитета. Подробнее об этом читайте здесь.
В 1832 году поэт Александр Пушкин за 12-комнатную квартиру на Большой Морской улице платил 3300 рублей в год. А писатель Николай Гоголь в 1829-30 годах за крохотную квартиру в дворовом флигеле на Малой Морской улице отдавал 300 рублей, при этом его годовое жалованье составляло 400 рублей.
Квартирография доходных домов
«Барские» квартиры
Аристократы, крупные чиновники, банкиры, промышленники и небольшая группа творческой интеллигенции снимали просторные 6-, 7-, 8- и даже 18-комнатные квартиры в бельэтаже или на втором этаже доходных домов. К концу XIX века «барские» квартиры почти вытеснили особняки как жилье высших социальных слоев петербургского общества. Стоили такие квартиры 2-5 тысяч рублей в год. Вход был всегда по парадной лестнице с улицы, а не со двора.
В конце XIX века размер жилья рассматривался не как общая площадь, а как количество «чистых» комнат, то есть всех помещений, кроме кухни, передней, ватерклозета и ванной.
3-5-комнатные квартиры
Их было около 40% от общего числа жилья в доходных домах. В трех-, четырех- и пятикомнатных квартирах жила почти вся петербургская интеллигенция: чиновники, инженеры, преподаватели, банковские служащие, писатели, врачи, актеры, художники.
Средняя стоимость — 500-1000 рублей в год, но чаще дороже, поскольку такое жилье было особенно популярно.
Каждый год в 3-5-комнатных квартирах жильцы менялись. Многие петербуржцы с апреля по начало октября снимали дачу, съезжая с квартиры со всем скарбом, а осенью арендовали новое жилье. При этом при смене квартиры почти половина арендодателей снимала ее у того же домовладельца и еще 23% — в том же квартале.
Одно- и двухкомнатные квартиры
Примерно половину жилого фонда Петербурга в 1890 году составляли маленькие двушки и однушки. Их снимали холостяки из среднего класса и семьи бедняков. Самые неблагоустроенные жилые помещения располагались в подвалах, на чердаках и в мансардах. Официально жить в подвалах запрещалось, но этим правилом пренебрегали: согласно переписи 1890 года, там располагалось 8 тысяч квартир, где проживало 50 тысяч жильцов. За подвальную комнату с повышенной влажностью и антисанитарными условиями приходилось платить 15 руб. в месяц.
Петербург отличался особенно высокой плотностью заселения квартир для низших слоев населения по сравнению с другими российскими городами. По данным медицинской полиции за 1897 год, во многих бедняцких квартирах оказалось по ¼ кубической сажени (или 0,54 м³) на человека. По расчетам гигиенистов — это предел, за которым наступает удушье.
Углы и койки
Внаем могли сдавать не только полноценное жилье, но также койки, их половину или треть. Часто было так: домовладелец сдавал квартиру целиком. Арендатор сдавал отдельные углы, отделяемые занавесками. А угловые жильцы могли поставить у себя еще одну кровать и сдавать ее рабочему, который в свою очередь мог делиться своей койкой с одним или двумя товарищами, работающими с ним в разные смены. Такая сложная субаренда или «наем от жильцов» не нарушала правила и не требовала согласия домовладельца.
Больше всего в комнате ценились передние углы возле окон, которые стоили 5 рублей в месяц. Задние возле печки сдавались дешевле — по 3 рубля.
Благоустройство доходных домов
С момента основания города и до 70-х годов XIX века в петербургских домах не было водопровода, в качестве источников освещения использовали свечи, а тепло получали от дровяных печей. Квартиронаниматели все вместе пользовались дровяником, погребом, чердаком для сушки белья, прачечной в подвале, ледником в погребе, колодцем, отхожими местами во дворе.
Вместо свечей используют электрические лампочки. Налаживаются разные системы отопления — с помощью горячей воды, пара, электричества. В 70-х годах XIX века в княжеских петербургских дворцах появляются первые гидравлические пассажирские лифты. А с 80-х годов устанавливают и электрические лифты. Постепенно лифтами оснащаются и новые доходные дома.
В последней четверти XIX века появляются почти все современные бытовые удобства — ванны с водопроводом и умывальниками, ватерклозеты с унитазами.
В XVIII и первой половине XIX века больше всего в Петербурге было полутораэтажных (с мезонином) доходных домов с 1-2 квартирами. Только на центральных улицах строились двух- и трехэтажные дома. В последней трети XIX века здания начинают расти вверх: появляется много двухэтажных домов с 6-20 квартирами и трехэтажных домов с 21-50 квартирами. А в первые десятилетия прошлого века появляются пяти- и семиэтажки.
Как закончилась история доходных домов
С приходом советской власти жилой фонд Санкт-Петербурга был национализирован, а интеллигентов существенно «уплотнили». Так началась эпоха коммунальных квартир, которая не завершилась до сих пор.
В10-х годах XXI века в Северной столице стали появляться апарт-отели — современный формат доходных домов, о котором можно почитать здесь. Квартиры в домах с гостиничным сервисом сдаются внаем, позволяя инвестировать накопления и получать постоянный доход. Если вы заинтересовались такой формой недвижимости, ознакомьтесь с подборкой строящихся и готовых апарт-отелей Санкт-Петербурга от проверенных застройщиков:
Коротко о главном
В первой половине XIX века население Петербурга составляло почти полмиллиона человек. Новым горожанам требовалось жилье. И богатые люди стали возводить доходные дома с квартирами, которые сдавались внаем.
Бизнес был прибыльным и процветал — жилье в Петербурге снимали и представители знати, и крестьяне. Но если первые селились в квартирах с 6 и более комнатами, то беднякам приходилось довольствоваться небольшими комнатами, а нередко — арендуемыми углами и даже койками.
Бытовые условия для всех были практически одинаковые: помещения освещали свечами, а обогревали дровяными печами. Все жильцы доходного дома на равных правах пользовались ледником, колодцем, выгребными ямами, прачечной и прочими «благами». Только в конце XIX века в быту петербуржцев появились водопровод, электричество, лифты и прочие достижения научно-технического прогресса.
В первой четверти XX века доходные дома прекратили существование, превратившись в легендарные питерские коммуналки.