Новостройка в глуши обойдется дороже

Парадоксальное решение проблемы транспортной доступности новостроек нашли власти Санкт-Петербурга: обязательство по проектированию и сооружению дорожной сети новых кварталов возложено на застройщиков — пока в рекомендательном порядке. В апреле 2016 года прошло совещание, посвященное этому вопросу, по результатам которого девелоперам разослали типовые проекты договоров на включение построенных дорог в бюджет города.
Устройство социальной инфраструктуры, к которой, безусловно, относится и транспортная сеть, — прямая обязанность государства. На эти цели расходуются средства, собираемые со всех граждан и предпринимателей в виде налогов. Перекладывая проблему на плечи бизнеса и, что неизбежно, покупателей жилья, чиновники фактически предлагают нам платить дважды. Причем кто-то заплатит меньше (если дом находится вблизи существующей дороги), а кому-то придется финансировать строительство крупной транспортной развязки.
Некоторые девелоперы уже принимают участие в развитии транспортной сети, безвозмездно передавая ее на баланс города, вкладываясь в проекты совместно с государством или предлагая властям выкупить готовые дороги. Среди них группы компаний:
- «УНИСТО Петросталь»;
- «ЦДС»;
- «ЛСР. Недвижимость — Северо-Запад».
Но возможность застройщиков обустраивать новые территории за счет собственной прибыли, на которую так рассчитывают власти, не безгранична.
Федор Туркин, председатель совета директоров ГК «РосСтройИнвест»: «За последние годы рентабельность проектов сократилась с 30% до 5-6%».
Если цены не вырастут — сократится предложение
Эксперты рынка недвижимости, говоря о подобных инициативах властей, утверждают, что роста цены квадратного метра пока не ожидается. Платежеспособный спрос на жилье в новостройках в Петербурге и области и без того с 2014 по 2016 годы упал по разным оценкам на 30 — 45%. Застройщики будут вынуждены изыскивать необходимые средства, перенаправляя их с других проектов или объединяя усилия. Первый вариант возможен лишь для крупнейших компаний, а второй — если дома на участке возводят несколько небольших девелоперов. Новые обязательства увеличивают риск долгостроя и неисполнения строителями своих обязательств.
Реакция бизнеса неизбежна. Очевидно, что многие участки, предлагающиеся для застройки, но не имеющие удобных подъездных путей, останутся без внимания строителей. Будут урезаны или вовсе закрыты программы комплексного освоения территорий, в ходе которых возводилось жилье эконом-класса, доступное основной массе покупателей. В результате развитие районов Северной столицы и Ленинградской области, недостаточно комфортных с точки зрения дорожно-транспортной инфраструктуры, приостановится. Зато нагрузка на существующие дорожно-транспортные сети и плотность застройки вблизи магистралей возрастет.
Районы СПб и области, где количество и качество дорог делает строительство по новым правилам проблематичным:
Лидеры рынка уже откладывают проекты освоения «проблемных» земель. Так ГК «ЛСР. Недвижимость — Северо-Запад» перенесла старт строительства 1 млн жилых квадратных метров на участке Ржевского аэродрома с 2016 на 2017 год. А ГК «ЦДС» не приступила к возведению квартала в Новосаратовке.