Обязанности управляющей компании — ликбез для собственников

Существующие законодательные нормы возлагают на управляющие компании ряд обязанностей по обслуживанию многоквартирных домов. В перечень входят и эксплуатационно-ремонтные работы, и организационно-информационные услуги. К сожалению, многие жильцы неверно трактуют свои права или вовсе не знают, за что они платят деньги УК. Этим активно пользуются недобросовестные организации, игнорирующие обращения собственников.
Взаимоотношения жильцов многоквартирного дома и управляющей компании регулируется письменным договором, экземпляр которого должен быть у каждого собственника. В документе указан перечень обязанностей и прав обслуживающей организации, состав имущества здания, порядок предоставления коммунальных услуг и отчетности, схема расчета платы за ремонт и содержание, а также срок действия договора. Если у вас нет собственного экземпляра, стоит обратиться в УК для его получения.
Эксплуатационно-ремонтные работы
В части технического обслуживания и ремонта здания управляющая организация обязана проводить следующие мероприятия:
- обеспечивать безопасность — следить за износом многоквартирного дома, поддерживать его архитектурный облик;
- регулярно проводить осмотр общего имущества: плановые проверки осуществляются перед началом отопительного сезона и после его окончания, внеплановые — по мере необходимости;
- выявлять дефекты и выполнять текущий ремонт — по согласованию с жильцами возможно составление графика работ;
- оперативно устранять внутридомовые аварии и поддерживать хорошее техническое состояние инженерных сетей;
- организовывать уборку подъездов и мест общего пользования, благоустраивать придомовую территорию, вывозить бытовые отходы;
- следить за соблюдением норм пожарной безопасности, вводить в эксплуатацию и обслуживать общедомовые счетчики.
В список услуг может входить проведение мероприятий по повышению энергоэффективности. В этом случае с собственниками заключается дополнительный договор, а к коммунальным платежам добавляется еще один тариф.
Организационные моменты
Помимо обязанностей по ремонту и эксплуатации многоквартирного дома, у обслуживающей компании есть обязательства по организационной части:
- обеспечение сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги, борьба с неплательщиками;
- сотрудничество с поставщиками коммунальных ресурсов, решение проблем, проведение перерасчетов;
- регистрационный учет жильцов, хранение технической документации на здание;
- проведение собраний с предоставлением отчетов о проделанных работах, информирование о смене тарифов.
Общедомовые собрания проводятся не реже одного раза в год. На них обсуждают текущие тарифы, решают хозяйственные проблемы, составляют план действий на следующий период.
Договор наделяет управляющую компанию не только обязанностями, но и правами в отношении жильцов многоквартирного дома. Представители организации могут сообщать о фактах незаконной перепланировки, инспектировать приборы учета, взыскивать задолженности, ограничивать неплательщикам доступ к коммунальным услугам, проверять начисления по платежам. При реализации своих прав УК учитывает интересы большинства собственников.
Как бороться с недобросовестной управляющей компанией
Согласно закону № 237-ФЗ от 27.10.2010 года, управляющие организации обязаны предоставлять жильцам информацию о финансово-хозяйственном состоянии, принципах формирования тарифов, порядке и сроках проведения ремонтных работ. Если жильцы недовольны качеством оказываемых услуг, а руководство компании не спешит исправлять ситуацию, можно обратиться в Жилищную инспекцию или Роспотребнадзор. В некоторых случаях дело доходит до судебных разбирательств. За ненадлежащее содержание общедомового имущества предусмотрен штраф в 50 000 рублей, за нарушение нормативов в области обеспечения здания ресурсами — 10 000 рублей, за несоблюдение пожарной безопасности — до 200 000 рублей.