Архитектурные особенности доходных домов Санкт-Петербурга

После основания новой столицы Петр Первый издал ряд указов, в которых запрещал строить каменные здания везде, кроме Петербурга — там должны были возводиться только кирпичные дома. Это оказалось неосуществимым. К первой половине XIX века здания из кирпича составляли только треть городской застройки — остальные дома были из дерева. Большинство кирпичных доходных домов располагалось в центре, где Комитет городских строений запретил деревянную застройку.
В 80-е годы XIX века в градостроительной истории Петербурга кирпичных домов впервые стало больше, чем деревянных. К началу 90-х годов в Северной столице ежегодно возводили в среднем 480 домов — по 220 деревянных и 260 каменных. К концу XIX века в центре города, на участке от Крюкового канала до Фонтанки, количество кирпичных доходных домов составляло около 96%. А поскольку каменные дома зачастую были многоквартирными, уже в конце XIX века четверо из пяти петербуржцев проживали в таких зданиях.
Интересно, что визуально Петербург все же казался каменным градом, поскольку от 30 до 70% деревянных домов оштукатуривались. Это продлевало срок службы древесины в условиях повышенной влажности и поднимало престиж зданий, а значит — стоимость аренды квартир.
Как строили доходные дома
Здания с квартирами для сдачи внаем возводили максимально быстро. Российский историк и краевед Иван Пушкарев так описывал строительство зданий: «положат фундамент, а через 5 месяцев уже стоит большой дом из кирпича в три и более этажа. А на следующий год в нем проживают постояльцы». В 1845 году для надворного советника В. Г. Жукова всего за 50 дней был возведен четырехэтажный доходный дом, побивший рекорды скорости строительства. Новые дома заселялись очень быстро, практически сразу по готовности, с нарушением годичного правила просушки.
Материалы для строительства
Дерево
Наиболее часто для строительства использовали сосновые бревна из кондового леса. Такие бревна долго не гнили, и дома могли простоять до 200 лет. Крыши были тесовыми, двускатными. Во второй половине XIX века стали делать железные крыши. Оконные рамы и двери также были из древесины и обрамлялись наличниками. Дерево использовалось и при возведении кирпичных домов — до второй половины ХХ века из него делали межэтажные перекрытия.
Кирпич
Это второй по популярности материал для строительства доходных домов. В XVIII веке кирпичи в Санкт-Петербурге производились вручную на заводах, принадлежащих государству. В XIX веке появляется много частных заводов. В качестве сырья используются разные виды глины. Особенно ценной считается ижорская. С конца XIX века на заводах появляются кирпичеделательные машины, которые производили до 3 тысяч кирпичей в час. Но механизмы нередко выходили из строя, поэтому ручное формирование оставалось главным.
Природный камень
В XIX веке природный камень используется не для строительства, а для облицовки зданий. В Петербурге были популярны:
- мрамор,
- гранит,
- песчаник,
- известняковые плиты,
- горшечный камень,
- туф.
Впервые вместо привычной штукатурки использовали мраморную и гранитную облицовку при строительстве дворца графа Г. Г. Орлова по проекту А. Ринальди, из-за чего дом был назван Мраморным.

Стекло
С 30-х годов XIX века на петербургских доходных домах появляются эркеры — остекленные выступы, прозванные жителями города «фонарями». Знаменитыми витражами дома Северной столицы стали украшать в конце XIX века, а их повсеместное распространение пришлось на начало ХХ века с расцветом архитектурного стиля модерн. В жилых домах витражи устанавливали в вестибюлях и на парадных лестницах.
Основные архитектурные стили
Классицизм
Когда бум строительства доходных домов еще не начался, в архитектуре Петербурга преобладал классицизм. Поэтому некоторые здания с квартирами для сдачи внаем оснащались роскошными колоннами, портиками, пилястрами, фронтонами. Но основной принцип классицизма — симметричная система здания с подчеркнутым центром — плохо сочетался с назначением доходных домов, где не было единой внутренней структуры. Почему? Читайте здесь. Постепенно архитекторы стали отходить от привычного стиля.
Стилизаторство
В 30-х годах XIX века при возведении доходных домов пытаются совместить практичность и экономичность, поэтому фасады практически не декорируют. Желание архитекторов бороться с однообразными обликами зданий приводит к рождению историзма или «ретроспективного стилизаторства». Начинается период использования мотивов барокко, ренессанса, готики. Современники говорили, что это дома в мавританском, русском, греческом вкусе.
Дом Мурузи — самый известный доходный дом в мавританском стиле. Здание было оснащено пятью парадными лестницами, а на пяти этажах располагались редкие для того времени квартиры с водопроводами. Жилье в этом доме снимали основатели русского символизма — Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский. А с 1955 по 1972 год в доме Мурузи проживал Иосиф Бродский.

«Кирпичный стиль»
В последней четверти XIX века набирает популярность «кирпичный стиль» с неоштукатуренными поверхностями кирпичной кладки. Этот способ строительства позволял удешевить возведение и обслуживание доходных домов, поскольку в условиях повышенной влажности штукатурка быстро портилась и нуждалась в регулярном восстановлении. Позже фасады кирпичных зданий начали украшать полихромным кирпичом и керамической плиткой.
Северный модерн
В начале XX века формируется новый архитектурный стиль — модерн. В Петербурге получил распространение северный модерн, зародившийся в Финляндии и Швеции. Особенности стиля — лаконичные архитектурные облики зданий с фасадами, облицованными гранитом. Особую красоту домам придают нестандартные формы оконных проемов и растительные орнаменты в оформлении.
Один из наиболее известных представителей северного модерна — архитектор Ф. И. Лидваль. Он спроектировал и построил для графа М. П. Толстого один из лучших образцов нового стиля — жилой комплекс с тремя арками. Именно здесь были запроектированы первые петербургские квартиры-студии со скромной передней и альковом, разделенными перегородками. Кухни и уборные оставались общими — по одной на блок из 12 квартир.

Доходный дом графа М. П. Толстого. Строительство завершено в 1912 году. Для постройки выделен узкий участок между Троицкой улицей и Фонтанкой.
Виды планировок
Галереи
Галерейными были первые доходные дома Петербурга, созданные по образцу европейских зданий. Входы в квартиры или каждую комнату располагались на открытых галереях. Но даже с остекленными галереями из-за особенностей петербургского климата в таких домах было холодно и неуютно. Преимущества галереи, которую можно было использовать как общий коридор, жители Северной столицы не оценили, поскольку привыкли к анфиладам.
Двусторонние анфилады
Уличные корпуса доходных домов с анфиладами всегда были двусторонними — с окнами на улицу и во двор. В каждой квартире располагались две параллельные анфилады: вдоль дворового фасада шли жилые помещения, а вдоль уличного — парадные. Двустороннее жилье пользовалось повышенным спросом из-за наличия престижного уличного фасада.
Односторонние анфилады
Вдоль границ участков доходных домов строили флигеля с одним дворовым фасадом. Стены, выходившие на соседние участки, делали глухими, поскольку к ним примыкали флигеля других домовладельцев. Квартиры были односторонними, с окнами во двор. Но комнаты также располагались анфиладно: от парадной лестницы шли квадратные парадные комнаты с 2-3 окнами, за ними располагались вытянутые жилые комнаты с одним окном, а возле черной лестницы была кухня, которая замыкала анфиладу.
Квартиры с коридорами
В доходных домах такое жилье появляется в 60-х годах XIX века. Анфиладная планировка остается, а коридоры используются как помещения для прислуги. В уличных корпусах коридоры находятся между анфиладами, а в дворовых — вдоль глухой стены. В середине 80-х годов в доходных домах появляются первые квартиры с изолированными комнатами.
Секционная планировка
Изначально кухни могли быть где угодно, на усмотрение квартиросъемщиков. Разделение комнат с учетом их функций появляется только к середине XIX века, когда рукомойники и уборные соединяют системой труб с выгребными ямами.
Тогда начали располагать хозяйственные помещения строго друг над другом. Так сформировался новый и все еще актуальный вид планировки — секционный, при котором кухни поэтажно находятся одна над другой.
Прародители хрущевок
В начале ХХ века с появлением общедомовых систем канализации и отопления отпала необходимость в черных лестницах. А сами квартиры стали теснее: потолки уменьшились с 4,2 до 2,8 метров, средняя площадь комнат стала около 11 м². Появляются совмещенные санузлы, а вместо полноценных кухонь в однушках делают кухонные ниши. Но такое жилье было исключением. Массовыми подобные квартиры станут спустя 60 лет, когда начнут возводить хрущевки, подробно описанные в этой статье.
Краткий вывод
Хотя основатель Санкт-Петербурга Петр I и мечтал о каменном граде, до конца XIX века большую часть городской застройки составляли деревянные дома. Каменные здания, большинство из которых были доходными домами, располагались только в центре. Но постепенно все больше зданий возводится из кирпича. В связи с этим происходит и поэтапная смена архитектурных стилей: на смену классицизму приходит историзм, затем «кирпичный стиль», за ним — северный модерн. Планировки доходных домов также претерпевают изменения. От галерей, распространенных в Европе, быстро отказываются в пользу привычных анфилад, которые по мере развития бытовых удобств сменяются секционной планировкой, используемой в строительстве современных домов.